Бизнес - консультант и кризис менеджер

M&A

Продажа, покупка компаний, слияния

Помощь при продаже, покупке, слиянии и поглощении компаний и интеграционном процессе (включая  международные компании)

"Кто не может делать - учит, как делать.

Кто может - делает."

Управленческий фольклор
 
 

    Я участвовал как руководитель в нескольких проектах по покупкам, продажам, слияниям и поглощениям. Как в России, так и работая в рамках Alliance Boots, в других странах.
    Тема очень «модная», поскольку большинство компании растет путем слияния и поглощения. Насколько тема модная, настолько она и скользкая - обычно считается, что сделка по продаже (поглощению) или слиянию должна принести так называемый «синергетический эффект», благодаря которому у сливающихся компаний должно наступить неизбежное процветание. Однако сделки такого рода относятся к категории очень рискованных, т к международная статистика регистрирует успех только в 50% случаев. О статистике и практик в России лучше и не упоминать. Скользкость темы объясняется тем что затратив деньги и усилия редко кто кроме публичных компаний, которые обязаны раскрывать информацию, признаются в неудаче или не соответствии результата ожиданиям.

    Упрощенно говоря основные вопросы которые нужно решить при покупке продаже слиянию следующие
    Слияния и поглощения когда это выгодно - общее рассуждение
    На что нужно смотреть при покупке и продаже компании
    Сомнения управленцев и акционеров «российской» частной компании при привлечении стороннего инвестора
    Интеграция и интеграционные команды
    Конфликт акционеров и создания старыми акционерами новых компаний самые большие опасности при покупке

    К сожалению, в отличие от обыта операционной деятельность, работы бизнес консультантом и незаввисимым членом совета директоров, большиство сделок из моей практики не могут быть опубликованы. Поэтому изложим кратко опыт продажи компаний, в которых я делал порлный цикл: Построение    реконструкция компании, предпродажная подготовка, поиск покупателя и продажа

     

     

    Я могу поделиться опытом и знаниями ТОП- менеджера в этой области

    • для того чтобы решения о слиянии и поглощении принесло планируемую добавленную стоимость или хотя бы не принесло потерь
    • для того чтобы заранее проанализировать возможный проект и вовремя отказаться от него

    Основные «вызовы», с которыми я могу помочь, как в анализе так и в реализации таковы.

    1. Прежде всего, еще на этапе проработки сделки, необходимо выяснить, реален ли потенциальный «синергетический эффект» благодаря

    • экономии, обусловленной масштабами деятельности;
    • комбинированию взаимодополняющих ресурсов;
    • финансовой экономии за счет снижения издержек;
    • возросшей рыночной мощи (необходимой для борьбы с конкурентами) ;

    Как его достигнуть (последнее самое важное):


    2. Какие проблемы возникают в управленческой области и как пытаться их решить («пытаться» здесь, к сожалению ключевое слово , т.к этот блок вопросов сложнее первого)

    3. Провести управленческий аудит и анализ конкурентоспособности и при этом сохранить персонал поглощаемой компании (часто одна из основных проблем – менеджеры среднего уровня, ощущая некую «неустойчивость», уходят из компании со своими связями, клиентами …)

    4. Подготовить персонал поглощающий компании к сделке.(Это, может быть, звучит странно, но обычно при поглощении Продавец получает больше выгоды, чем Покупатель. Продавец продал и ушел, или продал и должен выполнить только ограниченный список взятых на себя обязательств. А с остальными возникающими проблемами бизнеса разбирается Покупатель).

    5. Оценить затраты (или обычно потери) на интеграцию команд. И как их интегрировать.