Бизнес - консультант и кризис менеджер

Продажа действующей крупной компании международному стратегу 2006



"Кто не может делать - учит, как делать.

Кто может - делает."

Управленческий фольклор

    Основав, совместно с The Carlyle Group в 1998 году Аптеку Холдинг, в 2005 мы стали готовить продажу компании от финансового стратегическому инвестору. Оборот компании был близок к миллиарду долларов, все что связано с предпродажной подготовкой сделано: экономика прозрачна, управленская отчётность есть, аудит «большой шестёрки» (их уже было пять правда) имелся, контакты с потенциальными стратегами поддерживался четыре года.
    Причин продажи было две:
    --- Во-первых, финансовый инвестор рано или поздно покидает компанию и обычно это пик потенциальной прибыли при продаже.
    --- Во-вторых, переход во «владения» международного стратегического инвестора должен был открыть новые перспективы за счет применения технологических процессов, развитых десятилетиями.
    Выбор был сделан в пользу группы «Alliance Unichem» Ныне  AllianceBoots, как наиболее динамичной компании.
    В 2006 г компания вошла в состав европейской фармацевтической группы Alliance Unichem, а затем, после слияния компаний Alliance Unichem и Boots - в состав лидирующей международной фармацевтической группы в сфере красоты и здоровья Alliance Boots.
    Вхождение в состав международной компании потребовало года работы интеграционной команды, которую мне пришлось ввиду важности вопроса возглавить самому.
                                                                                                 
    Интеграция и интеграционные команды
    Результат полностью оправдал себя.
    За счет использования технологий много лет отрабатываемых в Европе (сервис поставщикам, создание виртуальных аптечных сетей и т.д.) компания получила новое ускорение.
    Когда поработав пять лет управляющим по России и два года председателем совета директоров, я покинул компании./ оборот был в районе  трех миллиардов долларов.
    Что нужно для продажи «Стратегическому инвестору»
    ---Четкое понимание кому продаешь. От этого зависит не только «подача» материалы но и тактика развития
    ---Организация контакта с широким кругом потенциальных покупателей. Круг должен быть широк, поскольку у большинства найдутся причины почему Вы им не нужны.

    ---Контакты должны быть организованы заранее, поскольку большие компании должны включать сделки по слиянию и поглощению в годовые бизнес планы
    ---Нужна четкая стратегия развития. «Обычно» покупают не результаты «сегодня», а перспективы. По этой же причине важны и данные о увеличении клиентской базы, оборота…
    ---В большинстве случаев мы продаем человек ориентированный бизнес, те демонстрация единства команды, нацеленности на результат и лояльности потенциальному новому инвестору необходимо.
    --- Обычно «прозрачность» также необходима,
    ---- Управленская отчётность и бизнес план необходим при любых сделках, при работе с международными организациями и наличия аудита минимум за три года.